Цит. по: Лига:Закон
Проведение внеплановой невыездной проверки без предоставления налогоплательщику права на подачу соответствующих объяснений и документов, касающихся предмета проверки, лишает контролирующий орган возможности объективно провести анализ законности деятельности такого плательщика и дойти обоснованных выводов относительно налогового правонарушения.
Итак, с приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и месте проведения плательщик должен быть ознакомлен в установленный законом способ до ее начала. Об этом говорит Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в своем постановлении от 27 февраля 2020 по делу № П / 811/3206/15 (административное производство №К / 9901/32823/18).
В этом деле истец-физлицо обратился с иском к объединенной государственной налоговой инспекции об отмене налогового уведомления-решения, которым истцу увеличена сумма денежного обязательства по НДФЛ. В обоснование исковых требований истец указывает, среди прочего, что сообщение о проведении проверки им получено уже после проведенной проверки.
Решениями судов первой и апелляционной инстанций иск удовлетворен. Эти суды исходили из того, что в нарушение требований п.п. 79.2, 79.3 НКУ сообщение о проведении документальной невыездной проверки и копия приказа о его назначении были направлены истцу уже после начала проведения проверки. Этим истца лишены возможности реализации права на ознакомление с ними до начала проведения проверки и предоставления соответствующих объяснений. Поэтому проверка считается проведенной без наличия на то правовых оснований и, как следствие, не имеет юридической значимости для целей принятия обжалуемого налогового уведомления-решения.
Таким образом невыполнение требований п.79.2 НКУ приводит к признанию проверки незаконной и отсутствии правовых последствий такой, а именно - компетенции у налогового органа в принятии акта индивидуального действия (налогового уведомления-решения). Ведь акт такой проверки с изложенными в нем выводами, является доказательством, полученным с нарушением закона, и не имеет юридической значимости, а потому принято на его основании налоговое уведомление-решение не может быть признано правомерным.